Сентябрьский Алтай, 2019й год

 
добавлена 2019-10-12 , автор: gs  

Это моя пятая поездка на Алтай (и вторая на ниве). И спланирована она оказалась достаточно спонтанно. Было желание съездить осенью на Памир, и это была бы третья поездка туда в разное время года, но получилось так, что поехал снова на Алтай. Экипаж из четверых человек, вечно раненная, но недобитая нива, багажник с вещами до потолка и два бокса на крыше, каждый из которых почти такой же по объему как родной багажник. 7200 километров, намотанных на кардан, и больше 150 пешком (с полной загрузкой из них порядка 30).









План был следующий: доехать до поселка Маральник-1. Из него подняться на Нижнее Мультинское насколько получится на убитой шоссейке. Оставшееся расстояние преодолевается пешком с полной загрузкой, лагерь разбивается на берегу Среднего Мультинского озера, недалеко от кордона (там начинается территория Катунского заповедника, и нужно оформлять пропуска). Совершив все доступные радиалки, уходим за Чике-Таман, на Акташ, и катаемся там вокруг несколько дней: Курай, Актру, Маашей, Кату-Ярык, Софийский ледник, озёра Куектанара. На обратном пути - все, что совсем рядом с трассой и времени по сути уже не остается.









Большинство желаемого удалось реализовать. Но почти каждый раз остается что-то недосмотренное. И это отличный повод когда-нибудь вернуться, досмотреть. Желательно, в другое время года ввиду контрастов. В топе у меня пока именно сентябрь. Летний Алтай, безусловно, очень прекрасен. Но в сентябре он интереснее, более видовой на порядок (за исключением того, когда выпадает снег, но и это интересно). Есть и другие плюсы:

1. Уже не жрет так мошка гнус

2. Нет такого огромного количества туристов, какое бывает в июле-августе (в июне их еще не так много, и много воды)

3. Это сезон спелой брусники и кедровых орехов

4. Нет больших температур и жарящего солнца. Этот момент спорный не только сам по себе, но и потому что бывает другая крайность: снег и минус по ночам, выдувающий все мозги ветер.











По пути к Маральнику-1 остановка у пещеры Белой, за Усть-Каном.





















А дальше ждут Мультинские озера. На практически лысой и изжеванной АТ, для которой эта поездка - последняя, с хрустящим еще с Ижевска ШРУСом, удалось подняться на 5 с небольшим километров к Мультинским. Безусловно были и ошибки пилота, с сидением в шишиговской колее по окна правого борта. С собой всегда хайджэк, шаклы и пара тросов. Из всего этого был сооружен монтажно-тяговый механизм и успешно проведена операция самоспасения. Потом изношенный корд переднего левого колеса стал хорошо травить. Дальше решено было не мучать машину и дойти пешком. Пешая десятка с полной загрузкой уже срезана. Часть пути пройдена под дождем, но в целом все хорошо. Тропа совершенно понятная. УАЗы и медведи шишкуют, а редкие шишиги размеренно возят пассажиров.









В целях экономии времени решил забрасываться и по Нижнему и по Среднему на лодке. С человека 350 рублей. С моей прошлой поездки в 2016 году заброска по Среднему Мультинскому выросла на 100р. Лагерь разбили на зеленой травке до Шумов. Утром ждал сюрприз: вокруг были сугробы. Примерно за полтора-два дня снег растаял в ноль. Неспешные радиалки до Верхнего Мультинского и Поперечных озёр заняли два дня. Куйгук оставлен на следующий раз. Брод там понятный, а бревна уже нет.









































Беглый спуск к машине и уходим на Маральник. Там у местных берем баню (1500 на четверых). Пока ребята моются по одному, я меняю сайлентблоки верхнего левого рычага. Они страдали в разных условиях два года и просили замены еще с Ижевска.



Следующие два дня - дорога через Усть-Кан, Усть-Коксу и Акташ, и мы заходим в Курайскую степь через Кызыл-таш, уже затемно. С люстрой прекрасно, она дает очень понятный свет с широким углом, но крайне нехватает чего-то навроде дальнобойной поисковой фары. В темноте лагерь разбит рядом с речкой Тютё.







Дальше по плану был Маашей. В Июле прошлого года дорога до него смущала меня разными бродами, часть из которых спокойно проходится на легковой машине, а где поглубже - уже страшно. За спиной три тысячи километров и глупить с переворачиванием легкой нивы в бурной горной речке не хотелось. Сейчас же, осенью, была надежда что по низкой воде все пройдет нормально. Так оно и оказалось. Бурные июльские реки оказались ручьями. В худшем случае под водой скрывался порог.



















Перед спуском в долину реки Маашей, откуда можно уйти непосредственно до ледника Маашей и озер Каракабак, а в другую сторону - на Ёштыкель, был разбит лагерь.











Была мысль спуститься по крутому семиколенному зигзагу вниз, но на последнем и самом длинном участке я решил развернуться и поднялся обратно наверх. Начался дождь, лысая резина и тяги на первой пониженной едва хватало, чтобы груженая вещами машина, без троих пассажиров, смогла подняться обратно наверх. Решил не испытывать судьбу в этот раз. Длинноходная подвеска с нештатными амортизаторами и заблокированный центр помогли вернуться на площадку наверху. Утром - бросок на Маашей. 42 километра пешком. Какая-то часть пути была преодолена по дну озера. Это намного приятнее, но не настолько же быстрее, чем по каменистой тропе с корнями по берегу.











Погода была пасмурная и ледник не такой синий и грозно хрустящий как летом, в июльскую жару. Но такие контрасты тоже интересны. С моего первого визита сюда в 2015м году язык ледника существенно подтаял и отполз на добрые сто метров, но это до сих пор впечатляющая масштабами махина.





















Вернуться в лагерь удалось уже затемно, в девятом часу вечера по местному времени (МСК +4). На следующий день - подъем к Актру. С погодой в этот раз повезло больше. По пути были остановки у озер Караколь и Джангысколь, на солнце они выглядели иначе.











Дорога же на Актру от Перевалки тоже понятная. Брод осенью для слегка лифтованной нивы не представляет сложностей, а дальше голова и маневрирование по валунам. И чем выше, тем тяжелее. Решено было не добивать машину. Половина команды ушла пешком с портативной рацией, а я остался менять менять внешний ШРУС прямо тут же, у дороги. Он захрустел совсем нехорошо. Управился минут за 40. В шестом часу вечера ребята вышли на связь и совместно было принято решение не ждать их, а начинать спуск. И в этот момент я допустил грубейшую ошибку, поторопившись за подготовленным 469м. Точный удар нижним правым рычагом в камень и он погнут. Не сильно, но лязг мерзкий и геометрия ушла. Погнут и вытек передний сузуковский амортизатор. На следующий день он будет выправлен в Акташе. Цена вопроса: 1500р. Вообще по условным сервисам из Курайской степи я катался раза три. Два раза заварка глушителя и вот эта правка рычага. Быстро установил на передок шнивовские амортизаторы, купленные в “Вираже” в Акташе (~1200 за один).



Время летит и пришло время последней в этой поездке ночевки на берегу Чуи.























Дальше по плану озера Куектанара. Бежать там примерно 5-6км в одну сторону. Доступен всем.

















Срезаны Софийский ледник, озеро Джулукуль и другие интересные места, ради которых я сюда еще вернусь. Актру (лично мной) тоже остался не смотрен. По-хорошему нужно вставать на ночевку где-то рядом с Перевалкой или немного выше, и утром, с чувством с толком с расстановкой бежать в радиалку.



На обратном пути сбегали к Гейзерному озеру. За проход по мосткам 50р с человека. А дальше на Кату-Ярык, к долине реки Чулышман. Спустился и поднялся вверх.



























Снова петля на Акташ и уже домой. В день отъезда поднялся ураган. В какой-то момент сильным ветром в машину бросило ветку, а под колеса острый сучок и на многострадальном левом колесе вырвало кусок резины, стало видно стальные тросики корда. Два подкачивания колеса и преодолено примерно 15км до шиномонтажа. Колесо залатано и едем домой. Фары в бродах набрали немного воды и стали запотевшие. Тратить время на их чистку не стал. Шел домой ночью с люстрой. Это не спасло лису в Пермском крае, которая резко метнулась под колеса.



Итоги поездки такие:



7200км, 1200 из них по самому Алтаю. Средний расход на экипаж из четырех человек и загрузки вещами до потолка, на нестандартных колесах и с лифтом: 12.4. Доломан (и заваривался в дороге два раза) выпуск (приемная труба). Добит внешний шрус (заменен своими силами на подъеме до Актру), начал ощутимо хрустеть правый внутренний. На камнях, по пути на Мультинские озёра, оторвано крепление фаркопа на растяжку кронштейнов бампера. Умер какой-то из рулевых наконечников при агрессивной езде по Курайской степи. На камнях до того же самого Актру погнут нижний правый рычаг (выправлен с горелкой), и заодним погнут и вытек правый передний амортизатор. Умерла какая-то из подушек двигателя. Практически добита шоссейная резина, было два или три шиномонтажа. А так все хорошо. Большинство проблем решается в поле своими силами, и своими же создается.



Экономика поездки:



~43 тысячи рублей на бензин

~10 тысяч потрачено на алкоголь

~6.5 тысяч рублей на общие непищевые расходы (заброска лодкой, пропуска, баня и т.п.)

~5 тысяч на еду в разных кафе в поездке (лично мои траты)



Все остальное весьма вариативно. Можно ли было сделать что-то оптимальнее? Всегда.

Также снова очень выручает бензиновый примус. Даже в июле у подножья Белухи газовый балон приходится греть руками, чтобы вода наконец-то закипела. В сентябре тоже бывает всякое. Перед поездкой был сделан походный “столик”. Раскладной стол занимал в заданных рамках (нива и четыре человека с кучей шмотья) много места и, я считаю, не нужен. Взял кусок ДСП, положил его на задний бампер, загнав заподлицо под фару и уплотнитель багажника, и засверлился через ДСП в задний бампер. Два болта М8 в эти отверстия, фиксация наружней стороны резинкой из фикс-прайса за фаркоп и походный стол готов. Без него было бы хуже.



Не все еще на Алтае осмотрено. Нужно будет ехать еще раз. Угнетает свинство “туристов”, позволяющих себе выкидывать пластиковые бутылки прямо на тропе. А так все хорошо.



План походика: https://docs.google.com/document/d/1qudjzjzT8KjmXU4F_a23ym1AePjpy67ykaxv983FlCY

























1    0




к списку всех отчетов