Про самоблок, цепи и т.п. От чайника чайнику

 
добавлена 2018-11-06 , автор: gs  







Техническая составляющая автомобильных путешествий, особенно про всякие блокировки и прочие глупости, наверное, не очень вписывается в раздел отчеты и больше относится к разделу опыт, но пусть побудет все-таки здесь. Раздел про опыт еще недоработан. :]



Калина продана больше года назад, но бывает такое, что где-то рядом, иногда вовсе и не напрямую, возникают вопросы. А опыт - он сын ошибок трудных. И он не всегда позитивный. Но в этом, наверное, его и ценность. Поэтому я постараюсь делиться именно опытом (своим), а не экстраполированными данными, достоверность которых была бы весьма сомнительной. Прошу гуру отнестись к опусу автора с должным снисхождением, не все мы родились с рулем в руках. Но на конкретно ошибочные моменты прошу указывать. Дезинформации в Сети итак хватает. Не хотелось бы стать еще одним ее распространителем.



Нужно ли ставить в калину самоблокирующийся дифференциал (здесь и далее - самоблок)? Что это даст? Какие будут ухудшения? В статье журнала "за рулем" от 2010 года есть тест калины с самоблоком и без. Там есть достаточно яркая выдержка, которая сразу отбивает желание этот самоблок втыкать, а если не отбивает, то уж точно заставляет задуматься. Я эту статью тоже читал. И заранее хотелось бы сказать, что я не буду обсуждать выбор типа самоблока (дисковый он там, или винтовой, или еще какие схемы). У меня есть опыт эксплуатации исключительно винтового (червячного) самоблока от фирмы "автоспринтер" с преднатягом 5кг.



При интенсивном разгоне и — в меньшей степени — при установившемся движении «Калина» чувствительнее реагирует на неравномерность дорожного покрытия: становится нервной, ее тянет в сторону более рыхлого покрытия, больше приходится работать рулем. Динамический коридор около метра-полутора требует от водителя большей концентрации и точности действий. В долгой дороге начинаешь с теплотой вспоминать более комфортный заводской вариант.



https://www.zr.ru/content/articles/243973-nuzhen_li_samoblok_dla_perednego_privoda/



Мой скромный опыт говорит о том, что самоблок - это вообще не про проходимость, хоть в некоторых ситуациях с ним действительно проще. Это - про управляемость, уверенный старт. Но ввиду того, что на калине стоят разнодлинные привода (правая палка привода существенно длинее), и наблюдался тот эффект, который описали в статье ЗР. Можно ли с этим бороться? Можно. Что делать - давно известно. Необходима установка промежуточного привода правого колеса (здесь и далее - промвал). Они бывают старого образца (с двумя "гранатами"), бывают нового (с одной "гранатой"), но безотносительно конструкции смысл сводится к одному: приведению длин приводов, непосредственно передающих момент на колеса, к одной длине. Эффект от промвала заметен и без самоблока. Если уходить с места порезче, особенно зимой, на разных покрытиях, то увод в сторону более длинного привода будет заметен и со свободным дифференциалом. А самоблок этот эффект возводит в абсолют - на разных покрытиях под газом машину уводит всегда и это очень неприятно. Ни о каком удовольствии от вождения с самоблоком речи тут, конечно, быть не может. Это постоянное напряжение. Наличие же промвала меняет ситуацию кардинально. Но к поведению машины тоже нужно привыкать. Ноль становится более четким - это именно то, чего мне, например, нехватало. Машина под газом буквально ввинчивается в поворот. Если раньше при прохождении кругового движения зимой при увеличении скорости машина стремилась выйти на внешнюю траекторию, то теперь ее просто затягивает туда, куда рулит водитель. Кажется, это называется избыточной поворачиваемостью. Я - самый настоящий чайник (ну, может быть продвинутый чайник, который умеет сам отключаться и еще на телефон пиликать), с очень небольшим официальным водительским стажем, поэтому в терминах и тонкостях не разбираюсь. Также промвал нивелирует такую вещь, как дополнительный изгибающий момент. Длинная палка привода при вращении все равно выгибается. Промвал этот эффект нивелирует и, по всей видимости, его можно сравнить с конструкцией кардана, например, на ниве, передающем момент на задний мост: он ведь тоже не цельный. Он работает через подвесной подшипник и состоит из двух частей.



Чтобы закончить про привода и промвал. Мне с промвалом не повезло. Вернее, ему не повезло со мной. Ему доставалось в порядка 20 дрэговых заездов подряд (и не только ему), он трудился в Средней Азии, прошел весь Памирский тракт. И не через Куляб, по асфальту, а по верхней дороге, через перевал, с горными дорогами, горными речками и бродами через них, в одном из которых об острый камень была сделана сквозная дырка в днище. После всего этого уже в городе при повороте случился нехороший дзынь. А еще через километра три машина перестала ехать и располовинившийся промвал из-за лопнувших сыромятных шпилек стал весело молотить по всему вокруг. Намолотить не успел. В такой ситуации либо снимать его в полевых условиях и в сервис на веревке, либо на эвакуаторе. И сервисмэны бывают разные. Они могут вешать лапшу о том, что он (промвал) не нужен и самоблок "сам все компенсирует" - увы, это вранье. Самоблок - значит должен быть промвал. Но это не вся правда. Ведь я делюсь опытом исключительно с точки зрения эксплуатации калины. Вал этот (с замененными шпильками на нормальные крепкие болты) после продажи машины у меня остался. Однажды появился очень энергичный покупатель на десятке. И... вынужден был его вернуть, так как мой вал на 2см длиннее. Привода на машинах разные. И с этим ничего не сделать.



Дает ли самоблок большую проходимость относительно заводской конфигурации? Да, чуть-чуть. Как верно отмечено в статье ЗР, можно уехать на метр дальше, а то и на целых два. Чаще он помогает, когда, например, зимой в колее одно колесо вывешивается, или просто существенно более свободно. Тогда, после небольшой пробуксовки наименее нагруженным колесом, подключается и загруженное и мы тихонечко едем. Старт с места - в любых условиях, тоже более уверенный. Тут тоже хотелось бы отметить зимние условия. Конечно, этот уверенный старт ни в какое сравнение не идет со стартом полного привода любого типа даже на летней резине. Но относительно других моноприводных машин старт действительно может быть неплох. Наличие самоблока подбивает даже немного шалить. И тут встает другая проблема: дозирование тяги. Первая передача может теперь казаться короткой. Схватывают оба колеса, идет пробуксовка, машина уходит, но время все равно теряется. А той же зимой пробуксовки лучше избегать - неважно, старт это со светофора или мы уже куда-то вляпались и топим этой пробуксовкой себе лунки, усугубляя и без того нехорошую ситуацию. На сухом покрытии (особенно летом) - это микроудары по трансмиссии. Коробка спасибо не скажет. Соответственно, дозировать тягу нужно аккуратнее (впрочем, как и всегда), но есть и другой вариант: замена стандартного ряда. И делать это, конечно, лучше сразу с внедрением самоблока в КПП. Почему? Потому что нужно опять снимать коробку, "располовинивать" ее, и совершать кучу других манипуляций, которые стоят денег, если ты делаешь это не сам. А я, например, делал это не сам. Поэтому отдавал машину рукастым дяденькам. Поэтому, безотносительно того рукастый вы дяденька или нет, лучше изучить все нюансы заранее. И не делать как я



Что там с рядами? Мой выбор пал на 103й ряд. А что такое ряды? Это не дополнительные шестерни или какие-то дополнительные ряды чего-то там в коробке. Ряд - это конфигурация передаточных чисел в КПП. Так как они (передачи) с этими передаточными числами идут друг за другом, то они - и есть ряд. Есть ряд стандартный, а есть тюнинговые. И тюнинговые обозначаются цифрами. В каких-то меняются передаточные числа всех передач, в каких-то буквально одной-двух. В 103м ряду удлиняются первая и пятая передачи. Лично для меня это было идеальным вариантом и сейчас то же самое я бы проделал с нивой, но там ситуация намного сложнее и сумбурнее. Удлинение первой передачи позволяет более аккуратно стартовать, без лишних пробуксовок (а самоблок, повторюсь, очень даже провоцирует). К тому же немного нивелируется провал между первой и второй передачей. С заводской коробкой - он есть. Не знаю, пересматривались ли заводские передаточные числа с 2015-2016 года по сей день. Подозреваю, что нет.



Самоблок, промвал, ряды. Это все деньги. Тест-драйв машины с самоблоком просто так не пройдешь. Сразу непонятно, надо ли оно действительно, не будут ли это зря выкинутые деньги. Можно ли обойтись цепями, если говорить про небольшое увеличение проходимости? Можно. И именно цепи я бы рекомендовал, а не браслеты противоскольжения. Как и везде, здесь тоже есть свои нюансы. Да, браслеты проще надеть, чем цепи. Но насколько проще и проще ли, если, например, на одно колесо нужно поставить 4 браслета. А если 8? Да, можно ставить и два. Оно тоже будет работать. Но делать так не стоит. Удары по трансмиссии неизбежны. Что происходит, когда на колесе два браслета? Колесо крутится, под него идет первый браслет, происходит удар. Но одновременно с этим происходит и зацеп, машина двигается. Первый браслет пошел дальше, колесо прокручивается, приходит очередь нырять между колесом и покрытием второму браслету и опять происходит удар. Чтобы сохранять динамику движения, нужно вращать колеса достаточно часто, иначе ход потеряется и выехать будет проблематично. Значит, ударов будет много, и они будут ощутимые. Но и здесь нюансы - браслеты используются в глине или на льду? Разница тоже будет ощутима. С четырьмя браслетами таких ударов, казалось бы, будет больше, но колесо в промежутке между браслетами не будет успевать так раскручиваться, так как ход его без браслета намного свободнее, чем с ним. Цепи в этом плане более щадящи, но по твердым покрытиям на них ездить тоже не стоит. Но это все лирика. У браслетов есть одна несомненно убийственная опасность по сравнению с цепями. И браслеты и цепи нужно подтягивать. Браслеты к этой операции более требовательны. Нужно будет проехать, остановиться, и подтянуть их еще раз. Возможно, и два раза. И все равно они могут слететь. В глиняную горку после дождя, даже небольшую, на браслетах внатяг скорее всего подняться не получится. Колесо будет ракручиваться, будут идти удары по этим браслетам. Их крепление может ослабляться, браслет начнет разбалтываться на колесе и в итоге может лететь как снаряд. И хорошо, если в поле (пусть и хрен найдешь его там, ведь он уже весь в глине и сливается с местностью). Если рядом будет человек, то браслет может натворить делов и не будет человека. А еще он может полететь и под машину и сколотая краска на порогах - это отделаться легким испугом. У меня слетевший браслет перебивал опору двигателя и он красиво заваливался назад. Сложно надевать цепи? Не знаю. Иногда бывает быстрее поддомкратить машину, снять колесо - оно все-таки небольшое, его можно свободно крутить в руках. И спокойно надеть и подтянуть как надо на него цепь. Именно такой опыт у меня и был на Южном Урале недалеко от Помяненного камня, когда я уже проехал кучу неприятностей и сунулся в ручей, на дне которого была куча пропитанных водой и покрытых илом досок и всякой такой ерунды. Надежда на самоблок была напрасной. Ходом машина не прошла, и лишь могла елозить туда сюда в пределах метра-полутора. Зацепа не было. И этого явно нехватало, чтобы выбраться из плена. Помогли только цепи. В ледяной воде горного ручья одевать их сомнительное удовольствие, поэтому я решил поддомкратить машину, снять передние колеса по очереди и напялить на них цепи. Так и не снимал их больше, пока не выбрался на следующий день обратно на нормальную грунтовку. Поэтому, видимо, да. У самоблока есть еще один минус - он дает лишнюю самоуверенность.



Если бы у меня сейчас была стоковая калина (неважно, кросс или нет), сделал бы я то же самое (самоблок, промвал, ГП 4.1, 103й ряд)? Однозначно да. Но отделался бы уже куда меньшими деньгами. Но это я. Некоторые друзья заявляют, что мне нужно показаться доктору. По всей видимости в шутку. По крайней мере, мне так хочется думать. Но в каждой шутке лишь доля шутки. А самоблок все равно - вещь.











0    0




к списку всех отчетов