Поездка на Горный Алтай, июль 2018

 
добавлена 2018-07-26 , автор: gs  





Горный. Алтай. Не встречал ни одного человека который бы не слышал об этом месте. Про Алтай знают все. Кто-то бывал там хотя бы раз, для кого-то это очередная поездка, для которых уже пальцев на руках едва хватает. Для кого-то это пока еще мечта. С мечтами все сложно. Каким-то мечтам лучше оными и оставаться, но это точно не про Алтай. Съездить сюда нужно хотя бы один раз. Белуха, Аккемское озеро, Кучерлинское, Мультинские, Шавлинские озера, Курайская степь, Каракабак, Маашей, Актру, Телецкое озеро. Все эти места на слуху, много и тех, которые станут для неискушенного туриста открытием. Прекрасен и сам по себе Чуйский тракт. По этой дороге определенно стоит проехать.





















План поездки в этот раз был весьма простым: на всё есть три недели, немного ходим в автономке (на это закладывалось до 9-12 дней), немного ездим, а там, по обстоятельствам, смотрим что-то еще или домой.



Так сложилось в этом году, что четвертый алтайский за мою практику пеший маршрут вновь пролегал до подножья Белухи, к озеру Аккем. В июне 14го года перевал Каратюрек (1А) был закрыт, но сейчас, в июле, удалось его преодолеть. Погодные условия были прекрасными, тропа тоже. Исполненный график похода получился примерно таким:





1. Выход на маршрут в 16 часов с базы Уч-Сумер в Тюнгуре (Заречная, 5). Преодоление п.Кузуяк, ночевка у его подножия.

2. Три березы, каменный мешок, выход на тропу вдоль р.Аккем. Ночевка за 2км до Текелю

3. Ночевка на озере Аккеме встали в 16, больше никуда не ходили. Отдых.

4. Радиалки к озеру горных духов и в долину семи озер, ночевка на Аккеме.

5. Преодоление перевала Каратюрек (1А), ночевка за Кедровыми стоянками, у ручья.

6. Переход к озеру Кучерла, ночевка за 25км до Тюнгура у р.Кучерла на большой стоянке.

7. Переход до Тюнгура, финиш в 16 часов.



В день, как правило, преодолевалось не более 20-25км. Общий маршрут вышел примерно под 155-160км.













































Долина Семи Озер:



































Озеро Горных Духов:

















Какие были особенности, что было неучтено и забыто из предыдущего опыта? Вставать на базе в Тюнгуре вовсе необязательно. Можно это делать в п.Кучерла. Тем не менее, сложилось так, как сложилось. В сухую погоду (немного не мой случай) можно самозабрасываться на полноприводном транспорте через Кузуяк до трех берез. Такие мысли и в самом деле были, но они очень быстро были задавлены. В день выхода на маршрут поливал дождь, и за день до этого тоже. Говнолин был основательный. Однако достоверно известно, что через Кузуяк прогуливался двухсотый крузак в сухую погоду, и немножечко садился на фаркоп. Это не помешало ему вернуться домой.



Были мысли заходить через Кучерлинское озеро, и преодолевать Каратюрек в сторону Аккема и метеостанции. Посмотрев тропу с обеих сторон могу с уверенностью сказать, что со стороны Аккема подниматься намного приятнее. Я бы не хотел повторять это же со стороны Кучерлы :) Но это я, среднестатистический неподготовленный физически человек.





































Газ - особо не нужен. Да, можно тащить его как резерв. Но если есть примус - все просто шикарно. В этот раз на стоянке у озера Аккем газ подмерзал, терял летучесть и приходилось греть балон руками, чтобы эта чертова вода наконец закипела. Вобщем, зря я балон тащил (хоть по итогу и дожал его, тащить обратно его незачем). На бензине все прекрасно готовилось.



Легкий летний спальник - это не совсем то, что нужно у подножья Белухи. И теплое термобелье тут не придурь, а реально то, что может спасти. Ночевка у такого большого холодильника даже в жаркий июль совсем не жаркая. Жар, как говорит мой батяня, костей не ломит. Но и жара-то не было.



В групповой аптечке определенно нехватало коньяка или виски. В пластике разумеется. :)



Бурундучки прекрасны. Но слишком близко знакомиться с ними не стоит. Они начинают немного развязно себя вести и способны вытаскать запас еды (до которого доберутся). Развязные алтайские бурундучки. Фоткаем для инстаграмма и проходим мимо.



Что со стоянками и водой? Народу много, но с тем, чтобы встать, больших проблем нет. С водой тоже нет проблем. Однако не стоит упускать возможность пополнить фляжку. Пить из Аккема или Кучерлы - сомнительное удовольствие. В этот раз практика показала, что и из притоков, где вода обычно вкусная и чистая, может бежать не самая вкусная вода и набирать ее лучше где-нибудь в другом месте.



Обувь для лагеря также обязательно нужна. Это какие-нибудь тапки, кроксы. Ноги после переходов в плотных трекинговых ботинках/кроссовках должны отдыхать, а последние - сохнуть. Также можно добавить, что обувь нужна не только для лагеря. Будет большим упущением не искупаться в озере горных духов, например. Вода в нем перемещается не так быстро, как в речке, и камни так сильно не обтачивает, а потому они вполне острые и скользкие. Лучше заходить в тапках. А температура воды… Какая может температура у воды, которая на высоте почти 2700 с ледника стекает? Приятная вода, вобщем :)



Совершенно необходимо иметь при себе летнюю термуху с длинным рукавом или что-нибудь такое. Сгореть можно очень быстро. Идти и загорать в футболке/майке можно, но у всех разная шкура и нужно понимать, что сгоришь все равно. Не стоит доводить до самых первых ощущений начала этого процесса.



Лепешками на метеостанции все еще торгуют. За одну лепешку просят уже 150 рублей (у меня получилось взять по 100). Час бани - 2000р, зарядить гаджет - 100р. У пограничников новый домик, в бочках же теперь сидит МЧС. Вероятно, это вовсе не новость, но это видимая мной разница между нынешним и 14м годом.



Есть и негативные изменения. Увы, но появилось заметно больше туристов, которые не соблюдают базовые правила: вежливости и организации движения по тропам. Не нужно стесняться хотя бы здороваться с теми, кто на одной с тобой тропе. Туристы, как правило, не кусаются :) Ну и, конечно, нужно всегда уступать тому, кто поднимается по тропе, а не ломиться ему в лоб.



На озере горных духов познакомился с прекрасными ребятами из Новосибирска, Максимом и Ирой.



Отдельно стоит сказать про Белуху. Вообще, за часовенкой начинается пятикилометровая приграничная зона. Пропуск для граждан РФ оформляется бесплатно, однако без него туда проходить нельзя. В случае поимки пограничниками (а они ходят в горы и с ночевкой) административное нарушение фиксируется, выписывается штраф. Однако это нисколько не останавливает туристов, многие из которых даже не в курсе того, что просто так ходить не стоит. А кто-то делает это под дурочку. В интернете пишут, что можно и за день оформить. Ага, сейчас :) Мне было предложено ждать неделю. Лучше оформлять пропуск заранее через госуслуги. В принципе, ничего криминального или негативного нет, раз в этот поход без пропуска. Вернусь сюда потом еще :) От той же Кучерлы тоже делаются радиалки, в которые не ходил сейчас.







































Касательно походной части со стороны Кучерлы необходимо дополнить два момента. В ряде отчетов сказано, что нужно спуститься с Каратюрека и заночевать на прекрасных кедровых стоянках. Это намеревался сделать и я. Еще больше смутила группа туристов, которая нагнала на спуске с Каратюрека и сообщила, что лучше перейти реку, там места лучше. Чем они лучше - я до сих пор не понимаю. Да, есть тенек, но ничего “лучше” я там не увидел.











Лучше уж тогда пройти чуть дальше, и встать у ручья. Там километр целый до воды бегать не надо. Второй момент заключается в том, что при спуске в Тюнгур вдоль кучерлы не стоит игнорировать мост через оную (он встретится после аила). Дорога там автомобильная идет по той стороне (доступна даже кроссоверам 4х4) и она ощутимо лучше для пешеходов. Правда есть и несколько интересных мест, но все это ерунда по большому счету.





























Пешая автономка, как стало очевидно по графику выше, заняла всего 7 дней. А раз рядом Мульта и Маральник-1, совершенно преступно не заглянуть туда, ведь времени еще полно. До нижнего озера примерно 12км, но удалось проехать только шесть. Появились признаки того, что у меня кончается сцепление, и просевшие передние пружины намекнули, что не стоит рвать легковую, груженую по самое нехочу машину по камням. Поэтому рядом с речкой там и встал на ночевку. Рамные внедорожники там проходят.



Утром удалось сбегать на нижнее Мультинское. На обратном пути встретилось 11 шишиг, везущих людей туда :) На кемпинге у озера были 469е уазы, патриот, крузак и другая серьезная техника.





























После спуска в Маральник-1 зашел к дяденьке, у которого останавливался в прошлую поездку на Мультинские. Банька, и вперед. В долину реки Чулышман, через Кату-Ярык. Ехать туда нужно из Акташа. Около 70-80 километров вполне понятной грунтовки и ты внизу. Можно было бы съездить до Телецкого, но я уже наелся большими озёрами и смысла в этом откровенно не видел. А так будет зачем сюда еще вернуться :) На Кату-Ярык с первого раза не поднялся, давал машине остывать пару раз в карманах. И спуск и подъем на понижайке. Но справедливости ради стоит сказать, что там спокойно ползают и моноприводные пузотеры. Поднимающихся не видел, а спускалось много.

















Манила и Курайская степь. К Актру потом отдельно съезжу, а сейчас манило озеро Караколь, к которому я ходил в 15м году пешком. Там же неподалеку было озеро Джазынколь, которое я еще не видел, и было бы интересно на него посмотреть и встать там рядом. В случае успеха этой идеи был вариант сбегать оттуда до ледника Маашей, посмотреть на Аленкины озера. Но, увы, проехав несколько бродов, я уперся в достаточно глубокий и быстрый и решил не рисковать. На тяжелой рамной машине с лебедкой скорее всего сунулся бы, убивать же легковушку и себя в планы пока не входило :) Впрочем, одна из ночевок в Курайской степи все равно прошла. Было нормально.









































Так все эти места - они все рядом по сути, вокруг Акташа крутишься, то и гейзерное озеро можно посмотреть разок. Проход по нему через территорию базы. С человека - 50р. Можно пройти по мостику, который выстроен поверх болота, но ничто не мешает пройти по болоту рядом, в сапогах, бесплатно. Решил заплатить 50р.













Ну и одним глазком на т.н. “Марс”. В сторону Ташанты (а там уже и до Монголии недалеко).













Автомобильная часть поездки показала, что машин будто бы меньше. Меньше приходится обгонять. Но это было и правдой, и нет. На ниве крейсерская скорость по трассе 95кмч. Конечно же машин меньше не было нисколько. Просто в этой большой транспортной артерии я перемещался медленнее, чем на предыдущей машине, поэтому реже упирался в других участников движения.



Заезд на заправку был один раз в сутки. Как правило, уже сильно после обеда, ближе к вечеру. Заливался бак под горлышко и две двадцатилитровых канистры. Утром, после свертывания палатки, из этих канистр бак снова доливался под горлышко и лишний заезд на заправку не требовался. Можно и без канистр, но мне так удобнее и спокойнее. На одном баке проезжал примерно 600-650км. Если ехать с газом в пол, то на 400. Средний расход за поездку составил 11.9 на сотню. А пройдено всего 7100км. Также уверенно можно сказать, что багажного места лишнего не бывает. Два бокса - это удобно. В одном, старом, были полностью мои вещи, во втором, новом, на 370л, вещи двух других участников похода. В багажнике было техническое обеспечение (инструмент, лопата, пила, топор, хайджэк, вторая запаска и куча другой хреновины), сумка с котелками, горелками, коврики, всякая мелочь. Свободное место в багажнике было. Всегда лучше, когда оно есть, чем нет. :) Второй, полноразмерной запаской (205/80 R16), воспользовался один раз. При подъеме на мультинские озера в колесо воткнулся шуруп. Откуда он там взялся - черт его знает.



















В основном в дороге я стараюсь ночевать в брезентовой палатке. Однако в этот раз почти все ночевки были в трехместной нейлоновой, тем более, что установлена она была, как правило, среди деревьев, в теньке. У нее два входа и оба они позволяют оставлять на них только сеточку. Продуваемость становится вообще прекрасная, но ячейка такого размера, что комар не пролазит, а мерзкая мошка гнус - вполне. И немножко искусала. О дорогах. На Алтае асфальта стало еще больше. Однако и грунтовых дорог хватает. И, думаю, хватит еще надолго. Искренне надеюсь, что это не последняя поездка. Есть еще что посмотреть пешком и куда заехать на машине. Есть и что поделать с машиной, чтобы все осуществилось. Передние пружины однозначно надо менять. Задние же я сменил перед поездкой на шведские усиленные. Также необходимо просверлить в отражателе передних фар снизу дырочку. После бродов фару приходится откручивать, чтобы слить воду. Несмотря на выведенные сапуны, кстати, редуктора немного хлебнули. По-видимому, насасывает через пыльники. Возможно, имеет смысл подобрать аналоги заводским, пока неясно что делать. Пока делаю по-прежнему: дорогое масло не лью. Пусть это будет минералка от лукойла. Но менять почаще.



Экономика поездки



1. 38376р - бензин. И это основная статья расходов.

2. 18246р - сублиматы гала-гала. Они еще остались, заказывались с запасом.

3. ~5000р - еда (на одного человека). В день (завтра и ужин) уходило примерно по 500 рублей, чтобы поесть.

4. 1500р - баня в п.Маральник-1.

5. 1300р - гостиница. Одна ночевка в хостеле в Екатеринбурге на обратном пути. Время прибытия в город было такое, что вставать загодя с палаткой до него - сильно рано, а проезжать его тоже было нельзя.

6. 700р - парковка машины на базе Уч-Сумер в Тюнгуре.

7. 450р - душ на базе Уч-Сумер в Тюнгуре



Все расходы, если не указано иное, делились на троих.



Неизвестное количество денег ушло на алкоголь. Расходы по данному пункту еще не подбиты. Остается надеяться, что там не будет неприличной суммы. :)



План похода: http://izhnet.org/altay2018



0    0




к списку всех отчетов